Люди заметили, что собаки способны оказывать на человека благотворное воздействие, еще три тысячи лет назад, во времена Гиппократа. В дальнейшем собачья помощь активно применялась во многих социальных учреждениях, во время военных действиях и т.д.
Алексей Тананин, руководитель социальных программ благотворительного фонда «Источник надежды»:
– Мы представляем в Челябинске новое направление для реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья – канистерапию.
Канистерапия («канис» с латыни – собака) – это лечение и реабилитация людей с помощью собак.
Люди заметили, что собаки способны оказывать на человека благотворное воздействие, еще три тысячи лет назад, во времена Гиппократа. В дальнейшем собачья помощь активно применялась во многих социальных учреждениях, в военных действиях и т.д.
На сегодняшний день в США 95% всех животных, которые участвуют в процессах выздоровления людей, составляют обученные собаки. В некоторых странах Европы есть специальные государственные институты, созданные для того, чтобы заниматься обучением и изучением терапевтического воздействия собак на человека.
Елена Морозова, директор Центра дрессировки и воспитания собак:
– Собачьи поведенческие манеры очень похожи на человеческие. Поэтому ребенку, который проходит реабилитацию с помощью собаки, проще понять ее. Так же и собака достаточно легко «считывает» настроение и желания ребенка. У них возникает абсолютно четкая, естественная связь, которую видно невооруженным глазом.
Канистерапия используется при реабилитации детей-аутистов, для помощи тем, кто страдает психическими заболеваниями, ДЦП, гиперактивностью, болезнью Альцгеймера.
На первом этапе общения ребенка с собакой, когда начинается взаимодействие человека и животного, мы проводим диагностику. Взаимодействие может быть бесконтактное, когда ребенок просто наблюдает за собакой и контактное. Второй этап – это обучение. В настоящее время существует система разработанных упражнений для детей-аутистов.
Наши коллеги из Новосибирска давно работают на основании теории Бернштейна, построенной на физиологических процессах. Развитие ребенка разделено на стадии – от простейшего А до уровня Е, включающего ролевые игры.
Ребенок-аутист отличается тем, что не хочет вступать в социальные взаимоотношения. С помощью собаки ему это сделать проще. Он не разговаривает, собака не разговаривает, все зрительные контакты, телодвижения проходят на другом уровне, поэтому и начинается взаимосвязь. Сначала при помощи собаки мы выясняем, может ли ребенок удерживать взгляд на одном объекте или бросить мячик. Затем начинаем включать ребенка в процесс жизни. Собака отлично помогает ребенку почувствовать свое тело. Если руку ребенка-аутиста зафиксировать (прижать своей рукой или положить под собаку, он не сможет ее выдернуть, потому что не ощущает своего тела в принципе. Он понимает, что ему дискомфортно, но не понимает, где и от чего. При помощи собаки мы начинаем прожимать ножки ребенка. Благодаря этим прожиманиям коленок, бедер, таза мы добиваемся того, что ребенок начинает ощущать себя. В первую очередь уходит проблема с туалетом. Ребенок понимает, что у него есть тело, с которым он может взаимодействовать.
И так, постепенно, от уровня к уровню, мы доходим до ролевой игры. Когда ребенок понимает свою роль и роль собаки, мы начинаем включать его в жизнь эмоционально. Собачка хочет пить – ребенок несет миску и т.д. У ребенка открывается интерес и желание общаться.
Были примеры, когда дети, которые всю жизнь говорили только одну фразу, начинали произносить имена собак, и это были их первые сознательные слова. Канистерапия, безусловно, работает. Но, чтобы реально помогать, детей нужно включать в постоянную систему занятий.
Альбина Зибарева, руководитель детского коррекционно-развивающего центра «Жемчужинка»:
– Проект «Doggy-Doc» в Челябинске стартовал с мастер-класса, который провели екатеринбургские специалисты по канистерапии.
Первый этап программы – индивидуальная работа с ребенком. Второй этап – работа с родителями. Третий этап – групповая работа. В дальнейшем занятия будут систематическими. Для каждого ребенка будет создаваться программа. Цикличность – 10 занятий, каждое разбито на блоки с определенными упражнениями. После прохождения цикла подводится итог и рассматривается возможность прохождения еще одного цикла.
Такие проблемы как ДЦП и аутизм не решаются за одно занятие и даже за один год, на это потребуется гораздо больше времени систематической работы.
В Челябинской области уже несколько лет предпринимаются попытки внедрения канистерапии, однако, до настоящего момента они не выходили на нужный уровень профессионализма и систематичности.
Мы, три организации, объединившись в проект «Doggy-Doc», хотим поднять профессиональный уровень работы и выйти на систематический уровень работы. В дальнейшем планируется привлекать минздрав и минсоц. Теоретически они готовы работать с нами, но для создания программы поддержки нужна понятная система.
На сегодняшний день в Челябинске первичную аттестацию прошли уже 3 собаки. Вскоре они сдадут экзамен, а в октябре планируют приступить к работе. Во время сеансов терапии детей будут знакомить с животными посредством тактильных ощущений. В среднем одно занятие будет длиться 20-25 минут. Для получения заметного эффекта необходимо пройти около 10 сеансов.
Кроме того, в дальнейшем с помощью канистерапии планируют помочь и взрослым, страдающим депрессией. Для этого будут создаваться специальные группы психологической разгрузки, где каждый южноуралец сможет погулять с собакой-врачом.
по материалам: Благо74.ru